Наталья Борисова: Задача профессионала – не обезличить ландшафт, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности

Наталья Борисова – ландшафтный архитектор, Член Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров», мастер японской школы СОГЭЦУ, участник и лауреат профессиональных конкурсов.

М.Д.: РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ И О ВАШЕМ ПУТИ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

Н.Б.: В ландшафтное проектирование я пришла не сразу. Мои родители – врачи, и после школы я продолжила семейную традицию, но когда появилась возможность купить участок, сразу же пошла на курсы ландшафтного дизайна.

По мере погружения в мир ландшафтной архитектуры и дизайна стало понятно, что это затягивает, это мое, и было принято решение получить второе образование в Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Уже на первом курсе ВШЛАиД начала работать ландшафтным дизайнером, а потом были ежегодные курсы повышения квалификации.

В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN, а в 2014 поступила в магистратуру Московского государственного университета леса (МГУЛ) и в 2016 году защитила магистерскую диссертацию.

М.Д.: КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД САДОМ КЛИЕНТА? КАКИЕ ВОЗНИКАЮТ СЛОЖНОСТИ? ЧЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ?

Н.Б.: Перед началом проектирования мы собираем подробную информацию об участке. Во-первых, необходимы план участка с привязкой всех имеющихся строений, деревьев и коммуникаций, проекты зданий.

Для профессионального проектирования необходим топографический план с четкой фиксацией границ участка. Без топографии невозможно сделать проект вертикальной планировки участка и инженерной защиты участка от подтопления.

Во-вторых, желательно иметь план поселковых коммуникаций, в том числе трассы водоотвода, схему трассировки инженерных сетей, требования к оформлению участка со стороны поселковой администрации.

В идеале полезно познакомиться с результатами геологических и гидрогеологических исследований, особенно при решении вопросов о строительстве дренажно-ливневой системы на переувлажненных участках, участках со сложным рельефом.

При первой встрече с проектируемой территорией оценивается существующий рельеф, микроклимат, инсоляционный режим, почва, растительность, наличие биоценозов на участке, таких как лес, или луг.

Здесь нет мелочей, важно все. И прилегающие территории с открывающимися видами, которые необходимо включить в пейзажи сада, и проблемные зоны, которые желательно задекорировать, и направление ветра, возможно, придется проектировать защитные посадки растений и источники шума на участке. Задача профессионала – не обезличить ландшафт участка, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности.

Одно дело – участок в лесу, другое – на солнечном открытом лугу, на сложном рельефе или на ровной территории.

Выбор проектного решения, материалов для мощения, подпорных стенок, малых архитектурный форм, колористки, ассортимент растений определяется образом сада, основной концепцией, которая находит отражение в эскизном проекте благоустройства участка. Во главе угла в саду всегда идея, образ. Образ задает ту самую гармонию, когда, если убрать одну линию, все рассыпается.

Существующий ландшафт, архитектура, личность заказчиков, характеры и предпочтения, история места – все это может служить бесконечным источником вдохновения для творчества.

Когда мы работаем над проектом, всегда даем название саду, в котором стараемся выразить образ, его основную идею. Иногда придумываем его сразу, иногда название приходит в процессе. Чтобы увидеть этот образ, изучаем участок и долго разговариваем с заказчиком.

М.Д.: ЗА ГОДЫ РАБОТЫ, ВЕРОЯТНО, У ВАС ВЫРАБОТАЛСЯ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ВАШИ ЛИЧНЫЕ ФИШКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ?

Н.Б.: Каждый сад стараемся сделать индивидуальным, не похожим на остальные, но в тоже время у нас есть собственный стиль, в широком смысле этого понятия — свой авторский почерк.

Принципы работы ландшафтной мастерской NB-GARDEN:

1. «Не навреди»

Особенно это касается лесных участков, участков с интересным рельефом. Стараемся максимально сохранить и использовать существующие растения, рельеф, интересные виды.

2. Создание концептуально единого пространства

В основе проекта должна лежать идея, основанная на ощущении «духа места».

3. Разумный прагматизм

Проект должен быть реализуем в индивидуальных технических и финансовых условиях.

4. Подбор растений под экологические условия участка

«Правильное растение в правильном месте».

5. Создание удобного и технологичного сада при дальнейшем обслуживании. Минимизация затрат по уходу за ним.

За время работы у нас сформировалась фирменная палитра, что делает сады мастерской еще более узнаваемыми. Это неяркие, естественные, дымчатые цвета холодной гаммы. Я очень люблю голубой, лиловый, серый. Иногда добавляем желтый, но тоже неяркий. Если говорить о розовой гамме, то это скорее будет холодноватый розовый, ближе к лиловому или сиреневому.

Не очень люблю краснолистные формы. В нашем климате они кажутся мрачноватыми. Растения с красными листьями хороши только весной с яркой окраской молодой листвы. А позже эти темные пятна смотрятся в саду безрадостно, особенно в тени.

Очень люблю белый. Белый хорош для тенистых участков. А поскольку мы много работаем именно с такими участками, то активно его используем.

М.Д.: РАССКАЖИТЕ О СВОИХ ЛАНДШАФТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ, ЛАНДШАФТЫ КАКИХ СТРАНЫ ВАС ПРИВЛЕКЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ИЗ УВИДЕННОГО ВАМИ ПРИЖИЛОСЬ БЫ В РОССИИ И ПОЧЕМУ?

Н.Б.: Считаю ландшафтные путешествия одним из важнейших элементов образования людей творческих профессий, источником идей и вдохновения. Для архитектора чрезвычайно важна насмотренность.

Очень люблю сады и парки Германии за тщательно продуманные инженерные решения, грамотные системы водоотведения, освещения, интересное мощение, прекрасные детские игровые площадки. Незабываемое ощущение оставляют японские сады. Прекрасная работа с многолетниками и злаками в садах Нидерландов.

Сады Португалии и Мадейры такие настоящие, они дышат историей. И важно не слепое копирование увиденной картинки, а осознанный выбор решения, адаптированный к нашим условиям. Евгений увлекается фотографией и во время вояжей очень много снимает. Потом мы используем эти фотографии в работе, на семинарах и лекциях.

М.Д.: СЕЗОН ДЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ В САМОМ РАЗГАРЕ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ САДЫ СЕЙЧАС В ТРЕНДЕ?

Н.Б.: Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов.

Сегодня востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного кропотливого ухода.

В моде сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами.

На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.

М.Д.: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КОНКУРСАМ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ФЕСТИВАЛЯМ ДЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ? ПРИНИМАЛИ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ? РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ ОПЫТЕ.

Н.Б.: Наша компания – частый участник и лауреат садовых фестивалей и конкурсов. Участие в фестивалях и конкурсах – дело хлопотное, затратное в материальном и физическом смыслах. Но процесс создания дарит массу эмоций. Садовые фестивали становятся своеобразной кухней, где формируются новые тенденции, открываются новые имена. Мы стараемся ежегодно участвовать в различных конкурсах и фестивалях.

В последнее время формат нашего участия в фестивалях немного поменялся – нас стали приглашать в качестве членов жюри. Сегодня по всей стране проводятся много различных ландшафтных конкурсов, и это прекрасная возможность для специалистов попробовать свои силы и заявить о себе.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять